Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Артикуляционная гимнастика

    Гимнастику выполняем ежедневно, сидя перед зеркалом так, чтобы ребенок мог видеть свой ротик и лицо.

   Каждое упражнение делаем по 3-5 раз, стараемся добиться нужного положения языка, губ и важно удержать правильную артикуляционную позицию 2-3 сек.

   Вся гимнастика не должна превышать 7-10 мин.

   Если сразу все заданные упражнения сделать трудно, то делим их на несколько частей. Ни в коем случае не заставляем ребенка, не принуждаем. Любыми способами стараемся заинтересовать, только тогда сложные упражнения начнут получаться и не вызывать негативных эмоций.

   Артикуляционная гимнастика – это основа для успешной звукопостановки.

 

А. Для губ – зубки сомкнуты, работают только губы

1.«УЛЫБКА» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.«ЗАБОРЧИК» - Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

3.«ТРУБОЧКА» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (как при звуке У)

4.«ХОБОТОК» - Вытягивание сомкнутых губ вперед (как при звуке О)

5.Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «ТРУБОЧКА», «УЛЫБКА» - «ХОБОТОК»

 

Б. Для языка.

6.«ПТЕНЧИКИ» - Рот широко открыт. Язык спокойно лежит в ротовой полости.

7.«ЛОПАТОЧКА» - Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

8.«ЧАШЕЧКА» - Рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

9.«ИГОЛОЧКА» - Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

10.«КИСКА СЕРДИТСЯ» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы спинка языка поднята вверх.

11. «ГРИБОК» - Рот открыт. Язык присосать к небу.

12.«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

13.«КАЧЕЛИ» - Рот открыт. Напряженным языком упереться в верхние зубы, затем в нижние.

14.«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» - Рот открыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

15.«КАТУШКА» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

16.«ЛОШАДКА» - Язык присосать к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно тянуть подъязычную связку. Подбородок не двигается (стараемся)

17.«ГАРМОШКА» - Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

18. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

19.«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» - Рот открыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

20.«ПАРУС» - Рот широко открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять за верхние зубы, прижимая края языка к боковым верхним зубам.

21.«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» - Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПА-ПА-ПА…А теперь зубками: ТА-ТА-ТА.

22.«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками. Щеки не надувать.

23.«КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

24.«ФОКУС» - Рот приоткрыт. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлку.

25. Кончик языка находится за нижними зубами в положении "киска сердится", при этом нужно дуть в маленький пузырек, чтобы он "отвечал" свистом.

26.«ИНДЮК» - Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ…(как индюк болбочет).

27.«ПАРОХОД ГУДИТ» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

28.«САМОЛЕТ ГУДИТ» - губы растянуты, при длительном произнесении звука Ы упираемся кончиком языка в верхние резцы, удерживаем в таком положении. Слышится звук Л.

29.«АВТОМАТ» - Рот закрыт. Губы-зубы в положении «заборчик». Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т…Убыстрять темп.

30.«ПУЛЕМЕТ» - Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося Д-Д-Д. Губы-зубы в положении «заборчик».

31.«БАРАБАНЩИКИ» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося Д-Д-Д…Нижняя челюсть не должна двигаться. Рот не закрываем.

32.«ШМЕЛЬ» - Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос.

33.«БАЛАЛАЙКА» - Повторить упражнение «барабанщики», только во время произнесения Д-Д-Д делать колебательные движения соской под языком ребенка в горизонтальном положении.

 

 

.

      
        Для того, чтобы ребёнок смог научиться произносить звуки, необходимо развить и нормализовать работу его артикуляционного аппарата (язычок, губы, щёки и т.д.). 
      Для каждого звука существует своя артикуляция и набор необходимых упражнений. Поэтому не надо делать весь комплекс артикуляционных упражнений. Это не научит ребёнка правильно говорить, а лишь вызовет негативную реакцию с его стороны. Комплекс упражнений должен рекомендовать логопед, причем в определенные моменты работы над звуками, этот комплекс немного меняется.
 
ВВЕРХ

Контакты:

                                Skype: 
                       taha1975.13
 
e-mail:         natali1975.13@yandex.ru
Яндекс.Метрика

ГОВОРУША      

  Сайт учителя-логопеда высшей квалификационной категории Гурьяновой Н. В., г. Санкт-Петербург

Как хочу я говорить,
Чтоб семьей руководить
И детей всех понимать.
Надоело мне молчать!
Мама, папа -выручайте!
"Говорушу" подключайте!
Есть здесь игры на все звуки!
С"Говорушей" не до скуки!