Артикуляционная гимнастика
Гимнастику выполняем ежедневно, сидя перед зеркалом так, чтобы ребенок мог видеть свой ротик и лицо.
Каждое упражнение делаем по 3-5 раз, стараемся добиться нужного положения языка, губ и важно удержать правильную артикуляционную позицию 2-3 сек.
Вся гимнастика не должна превышать 7-10 мин.
Если сразу все заданные упражнения сделать трудно, то делим их на несколько частей. Ни в коем случае не заставляем ребенка, не принуждаем. Любыми способами стараемся заинтересовать, только тогда сложные упражнения начнут получаться и не вызывать негативных эмоций.
Артикуляционная гимнастика – это основа для успешной звукопостановки.
А. Для губ – зубки сомкнуты, работают только губы
1.«УЛЫБКА» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
2.«ЗАБОРЧИК» - Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
3.«ТРУБОЧКА» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (как при звуке У)
4.«ХОБОТОК» - Вытягивание сомкнутых губ вперед (как при звуке О)
5.Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «ТРУБОЧКА», «УЛЫБКА» - «ХОБОТОК»
Б. Для языка.
6.«ПТЕНЧИКИ» - Рот широко открыт. Язык спокойно лежит в ротовой полости.
7.«ЛОПАТОЧКА» - Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
8.«ЧАШЕЧКА» - Рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
9.«ИГОЛОЧКА» - Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
10.«КИСКА СЕРДИТСЯ» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы спинка языка поднята вверх.
11. «ГРИБОК» - Рот открыт. Язык присосать к небу.
12.«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
13.«КАЧЕЛИ» - Рот открыт. Напряженным языком упереться в верхние зубы, затем в нижние.
14.«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» - Рот открыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
15.«КАТУШКА» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
16.«ЛОШАДКА» - Язык присосать к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно тянуть подъязычную связку. Подбородок не двигается (стараемся)
17.«ГАРМОШКА» - Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
18. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
19.«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» - Рот открыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
20.«ПАРУС» - Рот широко открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять за верхние зубы, прижимая края языка к боковым верхним зубам.
21.«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» - Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПА-ПА-ПА…А теперь зубками: ТА-ТА-ТА.
22.«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками. Щеки не надувать.
23.«КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
24.«ФОКУС» - Рот приоткрыт. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлку.
25. Кончик языка находится за нижними зубами в положении "киска сердится", при этом нужно дуть в маленький пузырек, чтобы он "отвечал" свистом.
26.«ИНДЮК» - Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ…(как индюк болбочет).
27.«ПАРОХОД ГУДИТ» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.
28.«САМОЛЕТ ГУДИТ» - губы растянуты, при длительном произнесении звука Ы упираемся кончиком языка в верхние резцы, удерживаем в таком положении. Слышится звук Л.
29.«АВТОМАТ» - Рот закрыт. Губы-зубы в положении «заборчик». Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т…Убыстрять темп.
30.«ПУЛЕМЕТ» - Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося Д-Д-Д. Губы-зубы в положении «заборчик».
31.«БАРАБАНЩИКИ» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося Д-Д-Д…Нижняя челюсть не должна двигаться. Рот не закрываем.
32.«ШМЕЛЬ» - Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос.
33.«БАЛАЛАЙКА» - Повторить упражнение «барабанщики», только во время произнесения Д-Д-Д делать колебательные движения соской под языком ребенка в горизонтальном положении.
.
Контакты:
ГОВОРУША
Сайт учителя-логопеда высшей квалификационной категории Гурьяновой Н. В., г. Санкт-Петербург